тренажер для изучения универсального исполнителя
Что это такое?
Тренажёр «Машина Поста» — это учебная модель универсального исполнителя (абстрактной вычислительной машины), основанного на работах Э.Л. Поста по уточнению понятия алгоритма. Согласно тезису Поста, любой алгоритм может быть записан в виде программы для машины Поста. Доказано, что машина Поста по своим возможностям эквивалентна машине Тьюринга инормальным алгорифмам Маркова.

Машина Поста состоит из каретки (считывающей и записывающей головки) и бесконечной ленты, разбитой на ячейки. Каждая ячейка ленты может быть либо пустой («0»), или содержать метку («1»).
Программа состоит из пронумерованных строк. В каждой строке записывается одна из следующих команд:
> N переместить каретку вправо на 1 ячейку и перейти к строке с номером N;
< N переместить каретку влево на 1 ячейку и перейти к строке с номером N
0 N записать в текущую ячейку «0» (стереть метку) и перейти к строке с номером N
1 N записать в текущую ячейку «1» (поставить метку) и перейти к строке с номером N
? N, M если текущая ячейка содержит «0» (не отмечена), то перейти к строке с номером N, иначе перейти к строке M
. остановить программу
> N переместить каретку вправо на 1 ячейку и перейти к строке с номером N;
< N переместить каретку влево на 1 ячейку и перейти к строке с номером N
0 N записать в текущую ячейку «0» (стереть метку) и перейти к строке с номером N
1 N записать в текущую ячейку «1» (поставить метку) и перейти к строке с номером N
? N, M если текущая ячейка содержит «0» (не отмечена), то перейти к строке с номером N, иначе перейти к строке M
. остановить программу
Номер строки перехода в командах >, <, 0 и 1 можно не указывать, при этом происходит переход к следующей строке.
Для завершения работы программы достаточно сделать переход на строку 0, например, так:
? 25, 0 остановить программу, если текущая ячейка содержит «1», иначе перейти к строке 25.
Подписи к слайдам:
Если произвести замену меток на единицы, а пустых клеток — на нули, то информацию на ленте можно будет рассматривать как аналог двоичного кода телеграфного сообщения или данных в памяти компьютера. Существенное отличие каретки-процессора машины Поста от процессора компьютера состоит в том, что в компьютере возможен доступ процессора к ячейкам памяти в произвольном порядке, а в машине Поста — только последовательно.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
В 30-х годах XX века возникает новая наука — теория алгоритмов. Вопрос, на который ищет ответ эта наука: для всякой ли задачи обработки информации может быть построен алгоритм решения? Но чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала договориться об исполнителе, на которого должен быть ориентирован алгоритм.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
v
Опишем архитектуру машины
Поста. Имеется
бесконечная информационная лента, разделенная на позиции — клетки. В каждой клетке может либо стоять метка (некоторый знак), либо отсутствовать (пусто).
v
v
v
v
v
Вдоль ленты движется каретка — считывающее устройство. На рисунке она обозначена стрелкой. Каретка может передвигаться шагами: один шаг — смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена каретка, будем называть текущей.
Каретка является еще и процессором машины. С ее помощью машина может:
• распознать, пустая клетка или помеченная знаком;
• стереть знак в текущей клетке;
• записать знак в пустую текущую клетку.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
v
v
v
v
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
Автоматическая
обработка
информации
Информатика 10 класс
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
Алгоритм, по которому работает машина Поста, будем называть программой.
Договоримся о терминологии: под словом «программа» мы всегда будем понимать алгоритм, записанный по строгим правилам языка команд исполнителя — на языке программирования для данного исполнителя.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
Источники
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%
D0%90%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%A2%D1%8C%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3&p=11&img_url=www.mathcomp.leeds.ac.uk%2Fturing2012%2FImages%2FTuring7.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Файл:
Emil_Leon_Post.jpg
Семакин И.Г.,
Хеннер
Е.К., Информатика и ИКТ 10-11.
И
здат
ельство БИНОМ Лаборатория знаний, 2009
Практически одновременно с Тьюрингом (1936-1937 гг.) другую модель алгоритмической машины описал Эмиль Пост. Машина Поста работает с двоичным алфавитом и несколько проще в своем «устройстве». Можно сказать, что машина Поста является частным случаем машины Тьюринга. Однако именно работа с двоичным алфавитом представляет наибольший интерес, поскольку, как вы знаете, современный компьютер тоже работает с двоичным алфавитом.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
В процессе выполнения приведенной программы многократно повторяется выполнение команд с номерами 2 и 3. Такая ситуация называется циклом. Напомним, что цикл относится к числу основных алгоритмических структур вместе со следованием и ветвлением.
Система
команд машины Поста
Команда
Действие
n ← m
Сдвиг каретки на шаг влево и переход
к выполнению команды с номером
m
n → m
Сдвиг каретки на шаг вправо и переход
к выполнению команды с номером
m
n v m
Запись метки в
текущую пустую клетку и переход к выполнению команды с номером
m
n ↕ m
Стирание метки в
текущей клетке и переход к выполнению команды с номером
m
n !
Остановка выполнения программы
n
?
m,k
Переход в зависимости от содержимого текущей клетки: если текущая клетка пустая, то следующей будет выполняться команда с номером
m
,
если непустая – команда с номером
k
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
Английский ученый Алан Тьюринг предложил модель такого исполнителя, получившую название «машина Тьюринга». По замыслу
Тьюринга, его
«машина» является универсальным исполнителем обработки любых символьных последовательностей в любом алфавите.
Назначение машины Поста — производить преобразования на информационной ленте. Исходное состояние ленты можно рассматривать как исходные данные задачи, конечное состояние ленты — результат решения задачи. Кроме того, в исходные данные входит информация о начальном положении каретки.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
В 30-х годах XX века возникает новая наука — теория алгоритмов. Вопрос, на который ищет ответ эта наука: для всякой ли задачи обработки информации может быть построен алгоритм решения? Но чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала договориться об исполнителе, на которого должен быть ориентирован алгоритм.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
v
Опишем архитектуру машины
Поста. Имеется
бесконечная информационная лента, разделенная на позиции — клетки. В каждой клетке может либо стоять метка (некоторый знак), либо отсутствовать (пусто).
v
v
v
v
v
Вдоль ленты движется каретка — считывающее устройство. На рисунке она обозначена стрелкой. Каретка может передвигаться шагами: один шаг — смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена каретка, будем называть текущей.
Каретка является еще и процессором машины. С ее помощью машина может:
• распознать, пустая клетка или помеченная знаком;
• стереть знак в текущей клетке;
• записать знак в пустую текущую клетку.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
v
v
v
v
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
Автоматическая
обработка
информации
Информатика 10 класс
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
Алгоритм, по которому работает машина Поста, будем называть программой.
Договоримся о терминологии: под словом «программа» мы всегда будем понимать алгоритм, записанный по строгим правилам языка команд исполнителя — на языке программирования для данного исполнителя.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
Источники
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%
D0%90%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%A2%D1%8C%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3&p=11&img_url=www.mathcomp.leeds.ac.uk%2Fturing2012%2FImages%2FTuring7.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Файл:
Emil_Leon_Post.jpg
Семакин И.Г.,
Хеннер
Е.К., Информатика и ИКТ 10-11.
И
здат
ельство БИНОМ Лаборатория знаний, 2009
Практически одновременно с Тьюрингом (1936-1937 гг.) другую модель алгоритмической машины описал Эмиль Пост. Машина Поста работает с двоичным алфавитом и несколько проще в своем «устройстве». Можно сказать, что машина Поста является частным случаем машины Тьюринга. Однако именно работа с двоичным алфавитом представляет наибольший интерес, поскольку, как вы знаете, современный компьютер тоже работает с двоичным алфавитом.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
В процессе выполнения приведенной программы многократно повторяется выполнение команд с номерами 2 и 3. Такая ситуация называется циклом. Напомним, что цикл относится к числу основных алгоритмических структур вместе со следованием и ветвлением.
Система
команд машины Поста
Команда
Действие
n ← m
Сдвиг каретки на шаг влево и переход
к выполнению команды с номером
m
n → m
Сдвиг каретки на шаг вправо и переход
к выполнению команды с номером
m
n v m
Запись метки в
текущую пустую клетку и переход к выполнению команды с номером
m
n ↕ m
Стирание метки в
текущей клетке и переход к выполнению команды с номером
m
n !
Остановка выполнения программы
n
?
m,k
Переход в зависимости от содержимого текущей клетки: если текущая клетка пустая, то следующей будет выполняться команда с номером
m
,
если непустая – команда с номером
k
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
Английский ученый Алан Тьюринг предложил модель такого исполнителя, получившую название «машина Тьюринга». По замыслу
Тьюринга, его
«машина» является универсальным исполнителем обработки любых символьных последовательностей в любом алфавите.
Назначение машины Поста — производить преобразования на информационной ленте. Исходное состояние ленты можно рассматривать как исходные данные задачи, конечное состояние ленты — результат решения задачи. Кроме того, в исходные данные входит информация о начальном положении каретки.
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
П
ример
программы решения задачи на машине Поста
Исходное состояние показано на
рисунке.
Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки.
v
v
v
v
v
Команда
Действие
1
↕
2
Стирание метки;
переход к следующей команде
2
→
3
Сдвиг вправо на один шаг
3
?
2
,
4
Если клетка пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4
4
←
5
Сдвиг влево на шаг (команда выполнится , когда каретка выйдет на первый знак группы)
5
v
6
Запись метки в пустую клетку
6
!
Остановка машины
Троичная машина Поста
В троичной машине Поста используется расширенный алфавит, состоящий из трех символов: пробел, «0» и «1». Это позволяет программировать задачи, в которых числа записаны в двоичной системе счисления. Команды, отличающиеся от классического (двоичного) варианта машины Поста:
X N записать в текущую ячейку пробел (стереть метку) и перейти к строке с номером N
0 N записать в текущую ячейку «0» и перейти к строке с номером N
1 N записать в текущую ячейку «1»" и перейти к строке с номером N
X N записать в текущую ячейку пробел (стереть метку) и перейти к строке с номером N
0 N записать в текущую ячейку «0» и перейти к строке с номером N
1 N записать в текущую ячейку «1»" и перейти к строке с номером N
Номер строки перехода может отсутствовать, при этом машина переходит на следующую строку программы.
Команда ветвления содержит три метки, разделенные запятыми:
? N,M,L если текущая ячейка пустая, то перейти к строке с номером N, иначе если текущая ячейка содержит «0», то перейти к строке с номером M, иначе (если текущая ячейка содержит «1») перейти к строке L
? N,M,L если текущая ячейка пустая, то перейти к строке с номером N, иначе если текущая ячейка содержит «0», то перейти к строке с номером M, иначе (если текущая ячейка содержит «1») перейти к строке L
Комментариев нет:
Отправить комментарий